Интервью с автором книги «Жизнеописание митрополита Вениамина (Федченкова)»
В издательстве «ЛитРес» вышла книга Р.Ю. Просветова о нашем земляке, выдающемся церковном деятеле и духовном писателе митрополите Вениамине (Федченкове). Он родился в селе Ильинка Уметского района. Окончил Тамбовскую семинарию, затем духовную академию. Принял монашество и священный сан, преподавал, встречался с Валаамскими подвижниками, Оптинскими старцами и старцами Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Два раза сослужил святому праведному Иоанну Кронштадтскому и был на прославлении святителя Питирима Тамбовского в 1914 году в Тамбове.
Владыка служил секретарем у будущего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 гг., а в гражданскую войну возглавлял духовенство армии и флота. Он много лет провел в эмиграции, посетил многие страны. В качестве экзарха Московского Патриархата в Америке митрополит Вениамин осуществлял сбор помощи для Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, а затем вернулся на Родину. Здесь он возглавлял по очереди три епархии: Латвийскую, Ростовскую и Саратовскую. Скончался святитель в Псково-Печерском монастыре в 1961 году и был похоронен в Богозданных пещерах обители.
Митрополит Вениамин оставил нам богатое литературное наследие. Его книги можно встретить во многих церковных лавках. Но подробностей о его жизни и служении сохранилось не так уж и много. Сегодня мы хотели узнать у автора книги, чем уникально это издание, что нового мы можем узнать о митрополите Вениамине.
— Ростислав Юрьевич, что собой представляет новая книга?
— Пожалуй, это первое издание, в котором подробно представлена вся жизнь митрополита Вениамина от рождения до его блаженной кончины. Она объемом в 520 страниц и создавалась около девяти лет. В книге представлена не только жизнь владыки в дореволюционной России, затем за границей, но и повествуется о его служении в Советском Союзе. Мы можем увидеть изнутри архиерейскую жизнь, с ее заботами и тревогами о Церкви, с многочисленными скорбями, но и с радостями от общения со своими прихожанами. Можно сказать, что в книге личность святителя Вениамина раскрывается не только с духовной стороны, но и с человеческой, со стороны церковного администратора. Причем весьма необычного. В отличие от святителя Тихона Задонского или святителя Феофана Затворника митрополит Вениамин не ушел с кафедры в затвор, на покой, а наоборот, многие годы, будучи лишен церковной кафедры в эмиграции, он был поставлен светильником «пред человеки» в исход своей жизни. Хотя всю жизнь он и стремился в монастырь, но Господь судил иначе, нужно было «послужить народу».
— Мы знаем митрополита Вениамина как церковного писателя, а каким архиереем он был?
— Прежде всего, смиренным. Он был убежден, что воспитывать нужно не наказанием, а любовью. Многие в его окружении за это считали владыку чудаком, наивным, но мудрости ему было не занимать. В конце жизнеописания, в приложении, представлены выдержки из писем святителя к своей духовной дочери. Там владыка пишет: «Кстати, на днях я прочитал мысль: «смирение – мудрость». Поэтому даже говорится: «смиренно-мудрые». Вот Вам и постоянный критерий на все: смиренно ли? Если да, то и мудро, правильно».
В качестве спасения владыка Вениамин для себя сразу избрал путь смирения и молитвы. За это Господь дал ему слезный дар. Келейница вспоминала, что зашла как-то к нему утром и увидела, что все стулья завешаны мокрыми платками. По виду и по одежде было видно, что он не спал ночью. Она спросила: «Владыка, наверное, у вас большие скорби?» Он ответил: «Нет, матушка, не скорби… а благодать Божия посетила меня, грешника…». И своей келейнице часто говорил: «Копай, копай глубже, не застревая на месте!» То есть как преподобный Симеон Столпник, прежде чем взойти на столп, должен был глубоко копать и достигнуть глубины смирения, так и он призывал к смирению.
О смирении самого владыки Вениамина свидетельствует такой факт. Когда он болел или не мог прийти в храм, то приглашал к себе для исповеди и причастия такого священника, который был известен своим плохим поведением и у которого даже прихожане не хотели исповедоваться. «Ходатай всегда один и тот же, Христос, каким бы ни был священник», — говорил он при этом. Владыка видел в каждом человеке, в любом грешнике прежде всего образ Иисуса Христа. И никогда ни в своей жизни, ни в архипастырском служении он не заслонял собой образ Спасителя.
— Скажите, кому будет интересна книга и где ее можно приобрести?
Книга интересна будет прежде всего тем, кто почитает владыку Вениамина, как святителя, кто интересуется историей Русской Церкви и своей страны в XX веке. Потому что в жизнеописании владыки как в капле воды отразились все ключевые события прошлого века.
Приобрести же книгу можно уже сейчас в интернет-издательстве «ЛитРес» https://www.litres.ru/rostislav-urevich-prosvet/zhizneopisanie-mitropolita-veniamina-fedchenkova/?lfrom=9534745&ref_key=194df8ba00e351ba4b2f0c2c053b9b05e34daffde10bf0d6d0aabf61f7720a8f&ref_offer=1 Также можно заказать и печатный экземпляр по технологии «печать по требованию». В планах выпуск аудиокниги. На сайте издательства представлен обширный ознакомительный фрагмент книги, охватывающий жизнь владыки с детских лет и до участия в Поместном Соборе. Можно сначала и с ним ознакомиться. И, конечно же, ознакомиться с содержанием книги.
Часть I. В России.
Глава 1. Семья, детство, вера (1880-1886)
Глава 2. Начальная школа, духовное училище (1886-1897)
Глава 3. Тамбовская духовная семинария (1897-1903)
Глава 4. Санкт-Петербургская духовная академия. Монашество. (1903-1907)
Глава 5. Пастырская и педагогическая деятельность в Санкт-Петербурге (1908-1911)
Глава 6. Ректор Таврической и Тверской духовных семинарий (1912-1917)
Глава 7. Участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви (1917-1918)
Глава 8. Служение в Крыму (1919-1920)
Часть II. В эмиграции.
Глава 9. Константинополь-Болгария-Сербия (1920-1923)
Глава 10. Карпатская Русь (1923-1924)
Глава 11. Свято-Сергиевский богословский институт и 1600-летие Первого Вселенского Собора (1925-1926)
Глава 12. «Декларация» митрополита Сергия (1927)
Глава 13. Трехсвятительское подворье в Париже (1930-1933)
Глава 14. Американский экзархат. Борьба за выживание (1933-1940)
Глава 15. Патриотическая деятельность в Америке и поездка в Советский Союз (1941-1945)
Глава 16. Переговоры об объединении. Возвращение на Родину (1945-1947)
Часть III. В Советском Союзе.
Глава 17. Знакомство с Рижской епархией и конфликт с уполномоченным по делам Русской Православной Церкви (1948)
Глава 18. Служение в Латвии (1949-1951)
Глава 19. НаРостовской кафедре (1951-1955)
Глава 20. В Саратове (1955-1958)
Глава 21. В Псково-Печерском монастыре (1958-1961)
Приложение. Из писем к духовной дочери.