Карандеевская икона Божией Матери
Историческая справка
Карандеевская чудотворная икона Божией Матери “Всех скорбящих радость” с давних времен пользовалась большой славой. Первое упоминание о ней относится к XVII веку. Помещик Павлов, получивший в свое владение село Карандеевка, хотел построить здесь храм, но денег на постройку не было. Жена его стала молиться у иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость”, и во сне ей является сельский староста и подает бумагу с надписью: “Строй, строй Мне церковь. Я тебя всю жизнь не оставлю”. И подпись “Богородица”. После этого сна у Павловых уродился большой урожай гречихи, от продажи которой они выручили несколько тысяч рублей. На эти деньги в 1865 году построили храм в Карандеевке. Там и поместили икону.
С этой иконой было связано множество чудесных случаев. Вот некоторые из них, опубликованные в журнале “Тамбовские епархиальные ведомости”. Жена приходского священника была слепа. Однажды во время всенощной, она молилась у Карандеевской иконы об исцелении. После помазания прозрела. С тех пор в Карандеевке установили особый день празднования иконы — первая пятница по Троице…
Крестьянин Саратовской губернии Балашовского уезда села Колено Андрей Петрович Безполов не ходил три года. Никто не мог ему помочь. В 1872 году привезли его в Карандеевку. После молебна и помазания он выздоровел.
Крестьянку села Мучкап Лукерию Феофановну мучили сильные головные боли. В 1875 году она пошла в Карандеевку. После молебна и окропления святой водой получила облегчение, а, искупавшись в реке Вороне, почувствовала себя совершенно здоровой. В течение трех лет, каждый год она приходила на праздник, но на четвертый не пошла, и сильные головные боли возвратились. Исцеление пришло после возобновления паломничества.
Дворянка села Грушевка А.А. Муратова десять лет была глуха. По совету своей знакомой Кириаковой пошла в Карандеевку. Участвовала во всех торжествах. После того, как ей помазали уши, выздоровела.
Кирсановскому купцу Ивану Николаевичу Крюченкову грозила смерть в результате гангрены правой руки. Доктора советовали ампутировать. Крюченков не согласился и решил умереть без ампутации. Вел он нетрезвый образ жизни, но был религиозен, ни одной праздничной службы не пропускал. И вот, выйдя как-то в предсмертной тоске на крыльцо дома, увидел, как народ идет в Карандеевку. Иван решил пойти с ними. Отстоял литургию, молебен, участвовал в крестном ходе, купался в реке Вороне, а когда снял повязки, то обнаружил, что рука оказалась совершенно здоровой. Произошло это в 1880 году.
При закрытии храма чудотворная икона Божией Матери была взята крестьянкой Евдокией Толстых и долгое время хранилась у нее дома. Незадолго до этого местные безбожники разбили икону на три части и раскидали по полю. По раздававшемуся плачу женщины нашли две из них, а третью пришлось дописать. Каждый год в первую пятницу по Троице жители села совершали крестный ход с иконой на реку. До 1948 года крестные ходы совершали при участии духовенства. В 1948 году власти, оказав давление на архиерея, запретили священникам участвовать в крестном ходе и стали требовать, чтобы икону переместили в церковь села терновое. Но верующие не хотели этого делать, боясь, что святыня будет отобрана. Крестные ходы продолжали совершат, несмотря на запрещения. Местный уполномоченный получил указание от председателя Совета: «Вам надо через райисполком прекратить организацию крестного хода с этой иконой на реку». Верующим еще раз предложили сдать икону в церковь. Иначе грозили обложит высоким подоходным налогом. Икону отнять не удалось, но крестные ходы на реку прекратились. И несмотря на это, православный люд продолжал тянуться в Карандеевку к чудотворному образу, особенно в день ее празднования. Один благочестивый мирянин — Дмитрий Яковлевич — соорудил для чудотворной иконы маленькое помещение, где она и хранилась долгое время. На источник выносили копию этой иконы. Сейчас Карандеевская чудотворная икона находится в церкви в чест Михаила Архангела р.п. Инжавино, микрорайон Терновое.
Источник: Левин О.Ю., Просветов Р.Ю. «Кирсанов православный». Тамбов, 2012.